Православие

Цитирую труд «Православно-догматическое Богословие» митрополита Макария (Булгакова) // Издательство «Паломникъ», Москва, 1999.

Не взыщите строго, но цитирую только сам - догмат (он выделен жирным текстом) и нравственное приложение к нему.
А доказательства догмата здесь мною пропущены (Смотрите их сами в труде, коий состоит из двух томов: т.I, с. 598 и т.II, с. 674).

1. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви.
Все учение свое о Боге в символе веры православная Церковь начинает сломом: верую …, и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, - столько, сколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия.

2. О единстве Божием.
Вслед за словом: «верую», мы произносим в символе веры слова: «во единого Бога», и таким образом исповедуем другой догмат Церкви, - догмат о единстве Божием.

Нравственное приложение догмата.

Три важные урока мы можем извлечь для себя из догмата о единстве Божием.

    1. Урок первый – касательно отношения нашего к Богу. «Верую во единого Бога», - произносит каждый Христианин, начиная слова символа, - во единого, а не во многих, или двух, или трех, как веровали язычники и некоторые еретики: итак Ему единому мы должны и служить, как Богу (Втор. 6, 13; Матф. 4, 10); Его единого любить от всего сердца нашего и от всей души нашей (Втор. 6, 4 и 5); на Него единого возлагать все наши надежды (Пс. 117, 8 и 9; 1 Петр. 1, 21), и с тем вместе должны блюстись от всякого вида многобожия и идолопоклонства (Исх. 20, 3 – 5).

Язычники, веруя в одного верховного Бога, в тоже время признавали и многих богов нисших, и в число этих богов часто включали духов безплотных, добрых или злых (демонов) и умерших людей, чем либо прославившихся в жизни: и мы чтим Ангелов добрых, чтим и людей святых, прославившихся при жизни верою и благочестием; но не забудем, что мы должны чтить их, по учению православной Церкви, не как нисших богов, а как слуг и угодников Божиих, как ходатаев наших пред Богом и споспешников нашему спасению, - чтить так, чтобы вся слава относилась преимущественно к Нему же единому, яко дивному во святых своих (Пс. 67, 36; Матф. 10, 40).

Язычники делали изваяния своих богов, ставили их кумиры и истуканы, и, по крайнему ослеплению эти изваяния и кумиры признавали за самих богов, воздавая им божеское поклонение: да не впадет кто либо и из христиан в подобное же идолопоклонство. И мы употребляем и почитаем изображения Бога истинного и Святых Его, и преклоняемся пред ними; но употребляем и почитаем только как изображения для нас священные и глубоко поучительные, а отнюдь не боготворим и, кланяясь св. иконам, поклоняемся не дереву и краскам, а самому Богу и Угодникам Его, которые на иконах изображены: таково должно быть истинное поклонение св. иконам, и оно ни мало не будет походить на идолопоклонство.

    2. Урок второй – касательно отношения нашего к ближним. Веруя во единого Бога, от которого все мы получили бытие, которым все живем и движемся и есть (Деян. 17, 28), и который один составляет главную цель для всех нас, мы, естественно, возбуждаемся к единению и между собою: мы должны жить так, как братья, чтобы, связуясь узами взаимной братской любви, образовать собою на земле одно великое семейство под властью одного небесного Отца. К сему-то единению духа в союзе мира призывал христиан св. Апостол, указывая им на то, что у них един Бог и Отец всех, иже над всеми и через всех и во всех нас (Ефес. 4, 3 – 6). Об этом-то единении всех людей между собою и с Богом еще прежде молился к Отцу своему сам Господь наш, когда говорил: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Иоан. 17, 21).
Для сего-то двоякого возсоединения всех людей Он и нисходил на землю (Иоан. 10, 16), научил их познавать единого истинного Бога (Иоан. 17, 3), уничтожил преграду, разделявшую язычников от Иудеев (Ефес. 2, 14 – 18), словом и примером преподал всем новую заповедь взаимной совершеннейшей любви (Иоан. 13, 34) и поставил эту любовь первым признаком своих истинных последователей: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоан. 13, 35).

    3. Наконец, третий урок – касательно отношения нашего к самим себе. Веруя в Бога, единого по существу, будем заботиться, чтобы и в собственном существе восстановить первобытное единство, нарушенное в нас грехом. Ныне мы чувствуем раздвоение своего существа, разъединение наших сил, способностей, стремлений; соуслаждаемся закону Божиему по внутреннему человеку, и вместе но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума нашего и делающий нас пленником закона греховного, находящегося в членах наших (Рим. 7, 22 – 23), так что в каждом из нас ныне не один, а два человека – внутренний и внешний, духовный и плотский. Будем же заботиться о том, чтобы отложить нам, по первому житию, ветхого человека тлеющего в похотях прелестных, и облечься в нового человека созданного по Богу в правде и в преподобии истины (Ефес. 4, 22 – 24), и чтобы таким образом нам вновь явиться так же едиными в существе своем, какими вышли мы из рук Творца.

А это единство уже, естественно, поведет нас и к другому единству, составляющему главнейшую цель нашего бытия – к нравственному единению с Существом высочайшим, нашим Первообразом, к которому стремимся мы по самому свойству природы: ибо вся жизнь нового человека будет посвящена Богу; А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом, сказал св. Апостол (1 Кор. 6, 17).




Страницы:   [2]     [3]     []     []     []     []     []     []         

Об этом сайте

Душа. Духовность. Библия. Христианство. Православие, другие конфессии. Религии мира.

Вход на сайт
Поиск