3. О существе Божием.
Бог есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, вседовольный, всеблаженный.


Нравственное приложение догмата.

Догмат о существе и существенных свойствах Божиих может иметь самое обширное приложение в нашей жизни и деятельности. При свете его определяются не только обязанности человека в отношении к Богу, но и многие другие правила христианского благочестия.

Бог, по существу своему, есть Дух, а по главному свойству существа, обнимающему собою все прочие, Дух безпредельный, т.е. совершеннейший, высочайший, всеславный. Отсюда – любовь к Богу, соединенная с почтением, и составляет основание всех наших к Нему обязанностей (Матф. 22, 37).

Научаемся вместе, что наша любовь к Богу и наше Богопочтение должны быть: искренними, духовными: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине, сказал Спаситель (Иоан. 4, 24); всякое внешнее Богопочтение может иметь свою цену только тогда, когда оно есть выражение внутреннего: в противном случае неприятно Богу (Ис. 1, 11 – 15), - и истинная жертва Ему дух сокрушен, по слову Пророка (Пс. 50, 19).

Научаемся, наконец, стремиться к Богу, как нашему высочайшему благу, и в Нем одном искать для себя полного успокоения, повторяя вместе с Давидом: Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек (Пс. 72, 25 – 26). Как ни глубока жажда нашего ума, ищущего истины, но Бог есть высочайшая Истина; как ни пламенно влечение воли нашей к добру, но Бог есть совершеннейшее Добро; как ни ненасытима любовь нашего сердца к счастью и блаженству, но Бог есть высочайшее и нескончаемое Блаженство. Где же, если не в Нем, мы и можем найти полное удовлетворение для всех высоких потребностей своего духа?

Уверенность, что мы всегда находимся пред лицом самого Бога вездесущего, где бы ни находились, - а) естественно располагает нас вести себя пред Ним со всею осмотрительностью и благоговением; б) может удерживать нас от грехов, как некогда удержала Иосифа (Быт. 39, 9); в) может ободрять и утешать нас во всех опасностях, как ободряла Давида, говорившего о себе: всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15, 8); г) может возбуждать нас к призыванию, славословию и благодарению Господа на всяком месте (Иоан. 4, 21 – 24).

Памятуя, что един Бог вечен, тогда как все прочее, окружающее нас на земле, временно и скоропроходяще, научаемся – а) не прилепляться душою своею к благам гиблющим, а искать единого не преходящего блага в Боге (Мат. 6, 19. 20); б) не надейтесь на князей, на сына человеческого, которые каждую минуту могут умереть и оставить нас без всякой подпоры (Пс. 145, 3 – 5), а все свое упование возлагать на Того, кто один имеет безсмертие (1 Тим. 6, 16), и уже никогда нас не оставит.

Мысль о совершенной неизменяемости Божией – а) еще более может побуждать нас к этому исключительному упованию на Бога: ибо люди вообще так непостоянны; благоволение великих и сильных земли так легко колеблется и проходит; самая любовь сродников и друзей нередко изменяет нам, - тогда как один Бог всегда тот же и неизменен; б) может вместе возбуждать нас к подражанию неизменяемости Божией, в нравственном смысле, т.е. к возможной твердости и постоянству во всех благочестивых стремлениях нашего духа и в неуклонном шествовании по пути добродетели и спасения.

Живая вера в Бога всемогущего научает нас – а) просить Его помощи и благословения во всех наших предприятиях: если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1); б) не опасаться ничего и не упадать духом среди самых великих опасностей, если только творим угодное Ему и тем привлекаем на себя Его благоволение: если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8, 31); но – в) страшиться и трепетать Его самого, если творим Ему неугодное: Он силен погубить не только тело, но и душу нашу в геенне (Матф. 10, 28).

Бог всеведущ: людей обмануть можно, но Бога никогда.

Бог безконечно благ ко всем своим тварям и в частности к нам: научает смело взывать к Нему о помощи во всех наших нуждах, с твердою уверенностью, что мы получим просимое Мат. 7, 11), если только не на добро просим (Иак. 4, 3); наконец, научает тому, чтобы мы никогда не отчаивались в своем спасении, как бы ни были тяжки наши беззакония, а скорее обращались бы, в чувствах истинного раскаяния, к Отцу небесному, который не хочет смерти умирающего, но обратиться ему от пути своего и жить душе его (Иез. 18, 32).

Словом, если бы мы решились ходить во свете лица Божия (Пс. 88, 16) и непрестанно памятовать безконечные совершенства своего Господа; для нас всегда ясен был бы путь правый (Пс. 106, 7), и в размышлении об этих совершенствах мы могли бы находить для себя вразумление и наставление среди всех, самых трудных и разнообразных обстоятельств нашей тревожной жизни.




Страницы:   [1]     [3]     []     []     []     []     []     []         

Об этом сайте

Душа. Духовность. Библия. Христианство. Православие, другие конфессии. Религии мира.

Вход на сайт
Поиск