Главная » Статьи » Размышления

Принципы пастырской психологии и психиатрии - Часть I
Принципы пастырской психологии и психиатрии - Часть I Пастырская Психология и Психотерапия — наука о приемлемых в пастырском душепопечении способах и методах заботы и практической психологической помощи человеку как цельному существу, проживающему в протяженности духовного, душевного и материального мира. «Пастырская» — означает представлении «приемлемая в пастырской практике», «psyсhe» (греч.) — душа, «theropeia» (греч.) — забота, уход, лечение. Пастырская психотерапия черпает знания о природе человеческой души из трех источников: * Святоотеческой аскетики; * Пастырского Богословия; * Психологической науки в тех ее аспектах, которые дают опытные знания о природе человеческой психики, о том, каким образом человек структурирует свой субъективный опыт и каким образом возможно оказывать быструю и эффективную практическую помощь людям в достижении тех целей и результатов, которые они ставят перед собой. В психологических знаниях, которые включает в себя Пастырская Психотерапия, в свою очередь можно выделить три основных направления: * Знание о закономерностях нейрологических процессов, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации; * Знание особенностей использования языка в описании механизмов мышления, поведения, самоосознания человеческого опыта; * Навык оказания практической помощи в структурировании и систематизировании субъективного опыта. Пастырская Психотерапия основывается на целостном подходе к рассмотрению субъективного опыта человека, исходя из концепции единства духа, души и тела человека. Пастырская Психотерапия может опираться на любые работающие подходы и методы различных направлений практической психологии, приемлемые, или, как принято говорить психологами, экологичные, с точки зрения православной антропологии. Ошибки в практическом душепопечении людей со стороны пастыря, священника, могут глубоко ранить душу доверившегося ему человека. Нам приходилось встречать немало случаев, когда не то что ошибка, а явная грубость и хамство со стороны священника отталкивала людей от пути спасения. В современной церковной действительности подобные случаи нередки, ведь мы живем во время, когда прервана живая нить духовной традиции. Чем глубже пастырь изучит сложные и хрупкие механизмы психологических и нейрологических процессов, происходящих в мировосприятии человека, в особенности касательно процессов, связанных с пастырской лингвистикой, опасностей, связанных с неаккуратным использованием слов (типичные примеры негативных установок, данных пастырями, с которыми мне приходилось работать: «не расслабляйся, жди искушения!», «скорби только начинаются», «с этим грехом будешь бороться до старости», «срывы еще будут», «чего от тебя ждать?»), тем бережней и внимательней он будет относиться к каждому окормляемому, особенно же к душевнобольным, хрупким и надломленным болезнью людям. Сейчас, я думаю, самое время определиться в терминологии и логических уровнях предмета нашего обсуждения. Давайте прежде всего для удобства договоримся в терминах. Пастырское душепопечение может включать в себя две составляющие: духовное окормление и то, что мы условно назвали пастырской психотерапией Под «духовным окормлением» мы понимаем ту область пастырской деятельности, которая предполагает непосредственно религиозный аспект жизни человека: отношения с Богом, участие в Таинствах и Богослужении, исповедь, молитва, изучение Священного Писания, наставление ко спасению души для Вечной жизни, обретение Евангельского отношения с ближними. В задачи «пастырской психотерапии», как нам видится, входит оказание окормляемому помощи советом, беседой, обучением в решении практических жизненных задач с позиции христианских нравственных ценностей, с использованием как практического житейского опыта, так и профессиональных знаний из различных областей духовных и светских дисциплин. Итак, первое относится к духовной области душепопечения, и здесь — своя семантика, особый стиль и исключительная опора на Божественное Откровение: Священное Писание и Священное Предание. Второе в большей степени опирается на практический опыт, практическое знание, контекст времени и практическую полезность тех или иных знаний из различных областей психологической науки. Почему мы не остановились на формулировке «православная психология и психотерапия»? Православие — богооткровенное знание о том, как правильно славить Бога. Психотерапия — научная дисциплина. Выражение «православный психолог» мы рассматриваем с той точки зрения, что «православный» — конфессиональная принадлежность, «психолог» — профессиональная. К сожалению, «понятие психотерапии нередко отождествляется многими верующими и священнослужителями с оккультизмом или, во всяком случае, с делом заведомо безбожным — порождением чисто атеистического ума, — пишет православный психолог Валерий Ильин, — Единственным источником и причиной душевной болезни нередко называется грех. Часто упоминается в этой связи также «духовная пустота», недостаточная воцерковленность и т.п... Классические психотерапевтические школы упрекаются в том же безбожии и непременном поощрении и потворстве греховным наклонностям личности». В ответ на подобную предубежденность относительно возможности использования знаний психологии человека и психотерапевтической помощи обращающимся к священнику людям, позволю себе прокомментировать слова Святителя Григория Богослова Я думаю, что всякий, имеющий ум, признает ученость первым для нас благом. И только эту благороднейшую и нашу ученость, которая, ставя ни во что изысканность и пышность в слове, имеет своим предметом одно спасение и красоту умосозерцаемого, но и ученость внешнюю, которой многие христиане по невежеству, гнушаются как ненадежной, опасной и удаляющей от Бога... В науках мы восприняли исследовательскую и умозрительную сторону, но отвергли все то, что ведет к демонам, к заблуждению и в бездну погибели; мы извлекли из них полезное для благочестия, чрез худшее научившись лучшему и переделав их немощь в твердость нашего учения. Поэтому не должно унижать ученость, как некоторые делают, но нужно признать глупыми и необразованными тех, кто придерживаясь такого мнения, желал бы, чтобы все были подобны им, чтобы в общей массе была незаметна их собственная глупость и чтобы избежать обличения в невежестве. Святитель Григорий Богослов, Слово 43 Отрицающим значение для пастыря основ психологических знаний на основании «неправославного происхождения» последних, нелишним будет напомнить, как непросто складывалось в церковном обществе первых веков христианства отношение к философии, также имевшей нецерковные корни. Мудрость святителя Григория вложила в значение слова «философ» качественно новый смысл. Философ, по его словам, призван великим Промыслом Божиим, который подает предызбранным руку помощи. Святитель Григорий первый дерзнул утверждать, что античное философское наследие вполне сочетается с христианским благочестием. Синтез античной (языческой!) мудрости и благочестивого образа жизни, философского поиска и богословского откровения, разума и веры, философии и христианства — основная тема его 25 Слова. Философ, по его словам, «любитель мудрости», а о себе он пишет, что он — «служитель мудрости». Христианскую философию он характеризует как правую веру, совмещенную с созерцанием и деятельностью на пользу ближним. Все то, что в философском наследии противоречит христианскому образу жизни, Святитель Григорий предлагает отвергнуть и сохранить то, что ему не противоречит, но помогает осмыслить и уяснить, дабы служить пользе ближних, воспитанных на теориях и схемах античной философии. По мысли Святителя Григория, наличие в мире лже-философов ничуть не искажает ценности философии, которая есть, по его словам, самый прямой путь к Богу. Исследователь творческого наследия Святителя Григория иеромонах Илларион (Алфеев) отмечают, что в своих произведениях Святитель пользуется двумя источниками — античным философским наследием и новозаветным благовестием. Без сомнения, у Святителя Григория были оппоненты. Чего стоило его заявление о том, что философ достоит предстоять у Престола Божия наряду со священником! Не в меру ревностные православные вполне могли побить за такое камнями. Творческая стратегия Святителя Григория является идейной основой для создания Пастырской психологии и психотерапии как новой дисциплины в рамках Пастырского Богословия, дисциплины, возникшей лишь в середине XIX века. В понятие «психотерапия» мы вкладываем совершенно новое значения, поставляя таким образом науку, имевшую нецерковные корни на службу христианскому благочестию. Итак, не фокусируясь далее на полемических моментах, кратко и тезисно изложим основные положения Пастырской Психологии и Психотерапии, которые родились в процессе практической работы по духовному окормлению и оказанию психологической помощи обращавшихся к нам людям. 1. Бог есть любовь. Неизмерима любовь Божия к человеку. Осознание того факта, что Бог безусловно любит каждого человека как Свое создание, вне зависимости от его нравственного, морального уровня и степени воцерковленности, посылая «солнце на праведных и не грешных», рождает в душе человека преображающее действие ответной любви. Без этой добровольно возникающей нити взаимности исчезает ощущение жизни, остается мучение долженствования, пустота и душевный надлом. Неосознавание факта безусловности любви Божией ставит ее в ряд обычных для людей отношений условной любви. В мировосприятии некоторых людей образ Бога значительно искажен. По их представлениям Бог постоянно ищет повода их наказать, карает за малейшие погрешности, гневается, отторгает и лишает Своей милости за малейшие неточности в поведении. Но не таков Бог, открывшийся нам в Господе нашем Иисусе Христе, Любящем, подающем надежду Учителе и Наставнике. У подобного восприятия Бога вполне могут быть определенные психологические корни. Психологи знают, что нередко образ Бога в глубинном восприятии человека отождествляется с образом отца, а отношения с Богом выстраиваются по аналогии отношений с отцом в раннем детстве. Привести образ Бога в сознании человека с Евангелием — важнейшая и довольно непростая задача пастыря. 2. «Благодатию вы спасены, и сие не от вас, но Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2, 7) Добрые дела и стремление к нравственному совершенству, согласно Священному Писанию, является следствием благодарной устремленности человеческой души к Тому, Кто спас ее от власти тьмы, а не попыткой “заработать” себе спасение. Каждый человек может прибегнуть к Спасителю и спастись верою в него. Идея спасения через “добрые дела” падшего человеческого существа чужда духу и букве Священного Писания, ввергает человека в состояние неуверенности в Спасителе и собственном спасении, приводит к тяжелейшим формам душевного кризиса. 3. «Жизнь с избытком», которую принес на землю Сын Божий, представляет собой полноту реализации, самораскрытия, и подлинного счастья для человека. Процесс самоактуализации, ставимый во главу угла некоторыми психологическими школами, является неполным, если человек останавливается на личностном уровне и не обретает отношений с Высшим Существом — Богом. Однако обретение отношений с Богом вовсе не означает игнорирование всех остальных жизненных уровней и проявлений. Наоборот, благодаря этому гармонизируются все остальные уровни и проявления жизни человека, которому Бог даровал жизнь в этом мире, по слову Спасителя: «Вы — свет миру». Этот принцип видится важным еще и потому, что для многих православных людей быть верующим означает «быть несчастным». На подобное ограничивающее убеждение стоит обращать внимание в процессе душепопечения. 4. Для гармоничной духовной жизни и личностного развития человеку необходимо иметь правильное отношение к себе. Одной из основных заповедей Евангелия является заповедь о любви к ближнему: “Возлюби ближнего своего как самого себя”. Из этой заповеди становится совершенно очевидным заповедь Самого Спасителя о любви к себе (что не следует путать с греховным самолюбием и эгоизмом). Многие люди претыкаются об это высказывание Спасителя, однако для нас видится важным усмотреть в этом тот смысл, который вкладывает в него Слово Божие. Правильное самоотношение, любовь к себе — это осознание всех граней и сторон собственной личности, принятие всего хорошего и позитивного, вложенного в сердце человека его Любящим Создателем. Только в после этого человек сможет цельно и искренне, сообразуясь с со своими ценностями и убеждениями, двигаться к своим целям, включая главную и первостепенную Цель человеческой жизни — Господа. «Любовь к ближним» людей, которые не научились правильному самоотношению, не находятся в гармонии с собой, приносит этим самым ближним неимоверные страдания. 5. Бог дарует безусловное прощение каждому человеку, который искренне прибегает к Нему. Никакие человеческие дела и достижения, совершаемые для достижения прощения не способны умилостивить Бога настолько, насколько это делает сердце сокрушенное и смиренное. Никакие человеческие добродетели не способны совершить с человеком те изменения, которые дарует Господь каждому искренне ищущему. Нередко приходилось слышать о том, что некоторые священнослужители предлагают в некоторых грехах каяться «до смерти», что ввергает многих людей в глубочайшее уныние и отчаяние. Такая постановка вопроса рождает новый вопрос: неужели Господь не может простить? Или простое и безусловное прощение возможно только на страницах Евангелия? Нет. Господь Иисус Христос всегда остается любящим Богом, дарующим прощение каждой искренне каящейся душе. 6. Решение любого вопроса на более высоком логическом уровне гармонизирует все остальные стороны, грани и уровни человеческой жизни. “Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, а все остальное приложится вам” — говорит Господь. Однако, для подлинного исцеления, обретения целостности, необходимо именно обретение гармонии. Нередко воцерковляющиеся люди идут по пути создания внутреннего конфликта между плохим «я» и хорошим «я», подавляя и игнорируя те проявления человеческой природы, которые, как им кажется, являются страстями и пороками. Иногда вполне уместные в определенном контексте качества: агрессия в адрес человека, нарушающего правила поведения в обществе, желание отстраниться и уйти в себя, сексуальность, стремление обеспечить себя и свою семью денежными средствами называются соответственно «бесом гнева», «бесом уныния», «бесом блуда», «бесом сребролюбия»... Происходит серьезнейший внутренний конфликт, осознание собственной «переполненности бесами» зацикливает человека на греховном самокопании лишая возможности целеустремленно и радостно идти ко Христу. Ориентируясь на опыт святых отцов, вместо создания внутреннего конфликта, удобнее рассматривать духовную жизнь как движение ко Христу, Который — конечная Цель жизни каждого человека. Только то, что мешает движению к этой Цели является грехом. Таким образом человек обретает целостность и ориентируется на обретение отношений со Христом, а не на внутренний конфликт, обретает веру и надежду, позитивное мировосприятие. 7. Каждый человек обладает собственным, совершенно уникальным восприятием реальности. Восприятие реальности принято называть “картой мира”. Ни одна карта–отражение мира не является более “подлинной” или “настоящей”, чем любая другая. Существует различие между самим миром, и тем как мы его ощущаем. Человек способен воспринимать механические и электромагнитные волны вполне определенных диапазонов и определенной интенсивности. Но даже при этих биологических фильтрах оставшееся количество информации остается огромным. Наш мозг слишком разборчив, чтобы фиксироваться на всем том, что попадает в него. Да все, в общем, то и не надо. Чтобы проехать на машине, достаточно воспользоваться картой автодорог или же просто схематическим рисунком — нам не нужно для этого знать каждую точку на дороге. Чтобы уверенно добраться до нужной станции метро, нам хватит схемы, которая явно не отражает истинного расположения станций в пространстве. Карты мира нужны, чтобы ориентироваться в нем. Под картой мира человека принято понимать индивидуальный набор его убеждений об окружающих событиях и явлениях. Люди сами создают не только свое представление о мире, но сами “формируют” свой сенсорный опыт, даже если делают это бессознательно. Биохимические и биоэлектрические реакции, происходящие в нашей нервной системе, преобразуются при помощи головного мозга в сенсорные переживания. Наши органы чувств и наш ум являются не пассивными получателями, а активными преобразователями информации. Например, когда мы смотрим на что-нибудь, то с точки зрения неврологии не существует непосредственной взаимосвязи между возбудителями, попадающими в нашу радужную оболочку, и совокупностью “светящихся” нервных клеток, с помощью которых возбудители поступают в наш мозг. Следовательно, наше наблюдение даже при этом непосредственном сенсорном уровне больше не является прямым отражением действительности. Затем эта биоэлектрическая совокупность подвергается еще большим изменениям в нашей нервной системе и нашем головном мозге. Если после этого мы пытаемся выразить наши сенсорные переживания средствами языка, происходит дальнейшая обработка информации, в результате чего дистанция между нашей моделью мира и самим миром еще больше увеличивается. Это положение становится более правдоподобным и полезным, в том случае, когда речь идет о более “глубинных” убеждениях, представляющих собой обобщения, которые не контролируются органами чувств. “Дети алкоголиков становятся алкоголиками”, “Без высшего образования человек ничего в жизни не достигнет”, “Мы учимся на своих ошибках”, “От рака умирают” – вот примеры подобных глубинных убеждений. Принимая во внимание то, что мы не можем иметь непосредственного контакта с действительностью, в принципе, одна «карта» не более правдива, чем другая, не говоря уже о том, является ли “правда” вообще необходимым критерием. Таким образом, не имеет смысла спорить о характере действительности; так как неизбежно существует различие между миром и индивидуальным восприятием мира. 8. Отношения между людьми выстраиваются в зависимости от уважения к картам мира других людей и их уникальности: чем больше уважения, тем лучше и продуктивнее отношения. Замечательным примером такого уважения является Апостол Павел. Дадим здесь место Священному Писанию: «Афиняне же и все живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать, что ни будь новое. И, став, Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано “неведомому Богу. Сего-то, Которого в, не зная, чтите, я проповедую вам». (Деян. 17, 21-23). Вместо обличений и споров, Апостол показывает уважение к ценностям афинян. Каждая индивидуальная модель мира имеет свои собственные возможности и ограничения. Коммуникация происходит тем лучше, чем больше мы имеем точек соприкосновения и уважения к мировоззрению других людей. В своем наставлении, адресованном к христианам Рима, Апостол увещевает: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижайте того, кто не ест; и кто не ест не осуждай того кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день ото дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим., 14, 1-6). Вместо предоставления своим духовным чадам полного кодекса правил и предписаний, как, что и когда нужно делать (к чему так тяготеют новоначальные христиане), он показывает, что прежде всего важен мотив поступка, что все, что бы ни делалось человеком, можно обратить к славе Божией. Люди реагируют на свое собственное восприятие реальности. Уникальная история личности человека играет роль фильтра, который он может со временем, дополнять, вносить в него поправки – буквально менять свое воззрение на мир. Поскольку мы все видим мир сквозь фильтры своего восприятия, то ни один из нас не видит действительность во всей полноте и достоверности. Мы просто не в состоянии увидеть ее такой, как она есть. Некоторых это утверждение подвергает в уныние, однако, при правильном к нему отношении оно обогащает процесс понимания других людей. Стоит лишь убедиться, до какой степени по разному люди воспринимают и истолковывают явления окружающего мира. Действия на основе такого понимания способны значительно изменить к лучшему любые человеческие взаимоотношения. «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю, и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе нечистого; только почитающему что либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь». (Рим.14, 13-15). 9. Обобщения являются неправдой. Без обобщений, выражаемых посредством языка и других символов, мы не сможем обработать информацию, поступающую к нам через наши органы чувств. Однако практически каждое обобщение является в определенной ситуации неверным. Обобщение представляет собой некое краткое изложение, абстрактное восприятие некого количества конкретных ситуаций, которое в последствии считается применимым ко всем конкретным ситуациям такого типа. Существует большая вероятность того, что где-то обнаружится совершенно противоположный пример – ситуация, к которой данное обобщение не применимо. Никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который они за собой влекут. Блаженный Августин так пишет об этом: «Одним Бог заповедал одно, другим — другое, в соответствии с условиями времени, но и те и другие служили одной и той же правде: так, доспехи подходят тому же самому человеку, одни для одной части тела, другие — для другой; в течение того же самого дня одним и тем же делом сейчас можно заниматься, а через час уже нельзя; в той же самой усадьбе в одном углу разрешено и приказано делать то, что в другом справедливо запрещено и подлежит наказанию. Значит, правда бывает разной и меняется? Нет, но время, которым она управляет, протекает разно: это ведь время. Люди, при своей кратковременной земной жизни, не в состоянии согласовать условий жизни прежних веков и других народов, условий, им неизвестных, с тем, что им известно; когда дело касается одного человека, одного дня или дома, то тут они легко могут усмотреть, что подходит для какой части тела, для какого часа, для какого отделения или лица». (Блаж. Августин. Исповедь. Книга Третья, VII) 10. Ограничения и возможности заложены в карте мира человека. Наши ограничения заложены — ровно, как и наши возможности — заложены в нашей карте мира. Разумеется, это хорошо, что определенные ограничения, которые мы обнаруживаем в своей модели мира, согласуются с ограничениями в реальной действительности. Но мы узнаем об этом только в тот момент, когда отказываемся от этих ограничений в своей карте мира. Карта мира (или внутренняя модель мира) определяет наши ожидания и оказывает влияние на наше восприятие так, что именно с ее помощью мы принимаем важное решение о том, в каком случае воспользоваться правом выбора, а в каком – нет. Чем меньшей сенсорной очевидностью обладает обобщение, тем больше для него шансов стать убеждением. Обобщение “я могу пройти сквозь бетонную стену” имеет больший шанс оказаться несоответствующим действительности, чем обобщение “Жить – значит страдать”. 11. Важнейшая задача пастыря — привести человека к состоянию цельности и гармонии духа, души и тела, которые являются составляющими единой человеческой личности. Существует тесная взаимосвязь между нашими мыслями и тем, что происходит в теле. Тело и сознание представляют собой взаимозависимое единство, то есть все, что происходит в душе, оказывает влияние на тело, и наоборот. Спаситель мира говорит об этом так: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; ели же око твое будет худо, тои все тело твое будет темно» (Матф. 6, 22-23). Наши убеждения о болезни влияют на процесс выздоровления. Наши убеждения о наших возможностях и способностях сказываются на достижении наших целей. Наши убеждения о спасении и о Боге (милостив Он или строг, прощает или злопамятствует) значительным образом определяют нашу духовную жизнь. Или это действительно «жизнь с избытком» и духовной радостью, которую принес на землю Господь, и которая для нас, христиан последнего времени так ярко проявилась в образе преп. Серафима Саровского, или же это невротическая религиозность, усматривающая во всех проявлениях своего внутреннего мира исключительно негатив, а во внешнем мире ищущая врагов, антихристов, еретиков и масонов с которыми надо бороться, которым надо противостоять. Если человек мыслит уверенно, то он и выглядит уверенно и действует точно так же. Если же он думает тревожно или испуганно, то к этой окраске мыслей подстраивается частота пульса и дыхания, тон голоса, положение тела и жестикуляция. По поведению и другим внешним признакам вполне различаемо внутреннего состояние человека. В случае обретения внутренней целостности и гармонии дух, душа и тело проявляются как единое целое, которое человек в состоянии направить на достижение любых целей. Нравственное состояние человеческой души оказывает колоссальное влияние на жизнь тела. Психологи знают о том, что многие заболевания тела носят психосоматический характер, имея в своем основании различные негативные (греховные) состояния души: гнев, обиду, непрощение, зависть, ревность. Христиане знали об этом до открытия издревле, их этому научил Сам Господь. Раскроем Евангелие: «И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя, Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай чадо! Прощаются тебе грехи твои. И при сем некоторые из книжников сказали сами себе: Он богохульствует. Иисус, же видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо, что легче сказать: прощаются тебе грехи или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда, говорит, расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом свой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой». (Матф. 9, 2-7 ). 12. То, что больше всего занимает мысли человека (сознательно или неосознанно), обычно отражается в поведении и становится явью. Чтобы понять, чего человеку не хочется, приходиться сначала это представить. Наше сознание начинает рассматривать эти образы, внутренне прослушивать слова и фразы, о которых нужно «не думать», вспоминая, вновь возвращаться к тем чувствам и ощущениям, которые «нужно забыть». Разум начинает считать все это желаемым результатом. Мысленное “не думать” неизбежно превращается в "думать" и воплощается в жизнь. Именно поэтому так безуспешна для многих людей «борьба с помыслами», они постоянно думают о том, о чем «не надо думать», вместо того, чтобы подумать что для них более важно и значимо. Именно последний путь рекомендуют нам Святые отцы, предлагая в случае возникновения бури греховных помышлений обращаться в своей молитве к Богу или предаваться размышлению о Нем и чтению Священного Писания. К сожалению, когда речь идет о достижении целей, осмысление движения к ним нередко происходит на неосознаваемом уровне. И здесь отрицательный ряд способен причинить немало вреда. Если человек фокусируется на препятствиях на пути, они непременно встретятся. Если же человек ориентируется на радость победы, предвкушает ее плоды, он тем самым уже становится ближе к своей цели. Добровольные жертвы постоянных тревог сами придумывает себе кошмары, которые затем сбываются с неизбежностью пророчества и подтверждают худшие опасения ("так я и знал", "а, что я говорил!"). Такие люди неуклонно добиваются успеха именно в том, чего не хотели. Исходя из вышеизложенного, имеет смысл прежде всего определиться с тем, чего вы на самом деле хотите. Игумен Евмений
Категория: Размышления | Добавил: Piko (2006-05-14)
Просмотров: 1986 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории
Размышления [41]
Размышления
Практическая помощь [4]
Разъяснения к делу
Любовь [3]
Любовь, есть такое Слово...
Миссия [5]
Миссия, катехизация и религиозное образование.

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Об этом сайте

Душа. Духовность. Библия. Христианство. Православие, другие конфессии. Религии мира.

Вход на сайт
Поиск