Главная » Статьи » Размышления

Формирование личности
Формирование личности Свидетельство о Христе своей жизнью, обожение - смысл жизни христианина. Не занятие какой-либо профессией, выполнение социальной роли, а Вера, становление в вере в рамках своего образа жизни. Проповедуя, Иоанн Креститель возвещал, что приблизилось спасение, и тем явил его людям. Мы же говорим, что Христос воскрес, ОН жив здесь и сейчас. В нем обретает свое выражение наша личность: главное в нас - не то, что мы священники, или монахи, или рабочие, или отцы семейства, а то, что мы - христиане, чем бы мы ни занимались. Мы утверждаем, что спасение уже действует среди людей, являя его и свидетельствуя о нем перед миром. Вера в отрыве от жизни бесполезна и теряет свой смысл. Точно также жизнь без веры суха и лишена смысла, конечной цели, которой подчинено все. А вера состоит в признании того, что Иисус Христос - спасение присутствующее в истории и существовании, присутствующее столь же реально, как жена или муж, мать или отец, друзья, коллеги по работе, события, о которых пишут газеты, хотя о присутствии Христа здесь и сейчас ни одна газета не пишет. Спасение ждет нас не только в жизни вечной: оно охватывает собою всего человека, в сей жизни и в жизни будущей, на земле и на небе. Тем более что небо - это явление истины земной. А земная истина - Христос, как говорит святой Павел в послании к Колоссянам, ибо “все Им стоит” (Кол. 1, 17). Во Христе - исчерпывающий смысл моей личности, всех нас, всего мира. Утверждать, что Христос есть спасение, - значит начертать путь . на котором все должно исполниться и совершиться. Нам было дано время, чтобы эта вера, это сознание, ощущение присутствия Христа созрели в нас. Земля, земное существование, история - для христианина как бы начало, расСВЕТ того вечного дня, для которого мы созданы Богом. Опыт переживания той тьмы, в которую погружены люди, познающие все как бы на ощупь, становится началом понимания Того, Кто придает смысл всему сущему. И самое очевидное доказательство тому - это то, что смыслом наполнена, оказывается, даже наша обыденная, будничная жизнь. Даже рутина повседневного существования наполняется радостью присутствия Перволичности. Все это находит свое выражение в христианском поступке, помысле и эмоции. И здесь уже не существует разделения на малое и великое, но все стремится обратиться в бесконечное богатство общения с Христом. Убедиться, что это не просто слова, но жизненный опыт, - означает начало познания того, что есть Воскресение, новый мир, начавший отныне свое существование. Это не значит, что исчезли слабости и грех, но отчаянию уже нет места, и человек может постепенно преодолевать все зло, с которым он сталкивается и которое присутствует в нём самом. Когда ученики пришли к Иисусу и спросили Его: “Ты ли Мессия или ожидать нам другого?”, Он ответил пророчеством из Книги Исаии: “Слепые прозревают, и глухие слышат” (Лк. 7, 20.22). Это была весть, понятная смиренным, она не была предназначена специально для хитрецов и премудрых, хотя была доступна всем. Началось "лето Господне благоприятное": Божественная весть была надеждой, она открывала возможность сделать праздником всю земную жизнь человека. Таким образом, основополагающее значение для личности христианина обладает живое сознание, что спасение и освобождение - понятия равнозначные - находят ответ в реальности, которая уже присутствует в человеческой жизни, - во Христе. Противоположность этому - стремление искать спасения, то есть смысла собственной деятельности и деятельности других людей, смысла времени и труда, в чем-либо, созданном человеческими руками. Это происходит с нами тогда, когда, мы жалуемся, что наши мечты или расчеты не осуществились. Мы разочарованы, потому что возлагали надежду только на человеческие силы. Например, в эпоху коммунизма многие действительно верили в Ленина, как в вождя трудового народа, боготворили его. Ибо вождь есть воплощение идеологии, провозглашающей надежду на дело рук человеческих. Такова альтернатива христианству, и это точка зрения “мира”. Христианин не может разделять эту точку зрения, потому что по самой природе своей христианин не приемлет “мирских” надежд. Действенное присутствие Христа в Церкви реализуется в общине верующих. Возлагать свою надежду на Христа, видеть в нем свое спасение, значит оценивать свою надежду в рамках христианской общины: в той части Церкви, к которой мы принадлежим, быть может, маленькой и невзрачной, полной недостатков, поскольку она состоит из таких же людей, как мы, но, если она верна Христу, сохраняет апостольскую преемственность, то она и есть живое тело Христово. Поэтому с внешней точки зрения выражение веры - это созидание общины и жизнь в общине, а община - собрание личностей во Христе, которые признают Христа спасением: не только спасением души, но и спасением жизни настоящей и будущей, путем и целью, конечным предназначение человека. Противоположностью этому второму основополагающему моменту формирования личности христианина было бы сведение общения с Христом к общению с тем Его образом, который представляет собой создание нашего воображения: индивидуалистическое отношение к абстрактному образу, единственно конкретной характеристикой которого, были бы исключительно слова Евангелия в их истолковании каждым человеком или кем-либо из экзегетов. Напротив, присутствие Христа является в рамках общины, к которой принадлежит человек и значение которой, состоит в том, что она связывает нас со всей Церковью и открывается ей. Осознание Личности Христа и, следовательно, сущности веры, живое осознание ценности нашего единства, нашей сопричастности, иначе говоря - Церкви не являются результатом умозрительных рассуждений или исследований. Это плод личной встречи с Христом, это общение с Личностью, которая представляется нам столь подлинной, что оно поражает нас, забирает наше сердце и разум, призывает нас к новой, истинной жизни. Благодаря этой встрече вся значимость веры и Церкви как исторической реальности начинает обретать конкретные черты и уже не представляется чем-то абстрактным и отвлеченным, так что все наше “я” должно сделать решающий выбор. Поэтому когда личности бросается вызов, она осознает, что речь идет обо всей ее жизни. И если это не так, если речь идет не о решающем выборе, значит, вера еще не открылась человеку, но можно говорить только о его знакомстве с религиозными обрядами и о пассивном участии в них. Христианство - это не религия, это жизнь. Противоположностью этому фактору, является идентификация личностных отношений с Христом и с Церковью с предписанными обрядами, вместо полной самоотдачи, как будто бы Христос и Церковь есть нечто постороннее нашему существованию. На самом деле, если затрагивается мое “Я”, то это влияет на все мое поведение и определяет его. Это и называется целоМУДРИЕМ, тогда как ее противоположность - фрагментарность - сводится к исполнению обрядов как пустой видимости Церковной жизни. Христос и Церковь вдохновляют и определяют все мое поведение, что бы я ни делал. Поэтому встреча - это “СОбытие”, которое стремится обновить все мои отношения с вещами и людьми и само мое отношение к миру сему, а особенно к моим грехам. Глубокая устремленность к Христу, ставит своей целью создание совокупности различных человеческих отношений со всеми людьми, но, прежде всего, с теми, кому эта устремленность также свойственна, то есть с членами христианской общины. Так община, оставаясь принадлежащей к среде, где она существует, становится сферой реализации новых человеческих отношений, основной закон которых - милосердная, деятельная любовь. Любить - значит стремиться утвердить себя не в отношении к себе, а в отношении к Богу и к видимому "Образу и подобию" другого человека. Потому что утверждать другого - значит возрастать, совершенствоваться. На практике милосердная любовь выражается во внимании к личности другого человека, в стремлении войти в его положение, чтобы взять на свои плечи, вместе с ним, его проблемы и заботы. Так рождающаяся община становится источником бесконечно разнообразных инициатив и начинаний. Благодаря ней, определенная часть общества становится по-человечески более притягательной. И я говорю не об идеале, а о том, что уже делается сейчас в христианских общинах. Благодаря уже изменившимся в общине реальностям человеческой жизни меняется мир и общество. Подлинное обновление может иметь своим источником лишь то, что лежит внутри человека. Это Царство Божие, радикально отличающееся от нас. Это благодать присутствия Христа, узнаваемая и любимая в тайне Церкви Его. Благодать, ежедневно воплощающаяся в церковной общине, в той среде, где живет человек. Противоположностью этому является морализм, убеждение, что можно быть праведным, следуя определенным правилам поведения, творя добро, как подсказывает инстинктивное чувство самого человека или его собственное суждение или намерение. Как я уже сказал, христианская община, будучи сосредоточением веры, существует внутри общественного организма: она существует в мире, является частью данного мира и общества, и живет всеми их проблемами. Она делает все либо непосредственно, действуя как единое целое, либо, воспитывая своих членов так, чтобы каждый из них мог с полной ответственностью действовать лично. Поэтому знамением живой христианской общины является её непосредственное участие в решении всех общественных проблем, личное участие каждого из ее членов в общественной жизни, в осознании веры во Христа и своей принадлежности к Церкви. Здесь следует подчеркнуть два основополагающих момента. Прежде осознание нашего единства, нашей общности определяет поведение христианина даже тогда, когда он сталкивается с мелкими и крупными проблемами в одиночку. Христос - это идеальная точка отсчета, просвещающая христианина, стремящегося разрешить встающие перед ним проблемы или действующего совместно с другими людьми доброй воли. Во вторых, решение любой проблемы является ложным и иллюзорным, если оно отмечено пренебрежением к ценностям, исповедуемым церковной общиной, ценностям, которыми она живет: церковному представлению о человеке и о смысле истории. Неправильно представление о христианской жизни как о чем-то замкнутом, не оказывающим влияния на общественную жизнь, то есть безотносительным к тому окружению, в котором живет человек. С другой стороны нельзя сводить влияние веры и Церкви на личные поступки человека в социально-политической сфере к внутреннему импульсу, к простому вдохновению, как если бы опыт церковной жизни вызвал бы у человека интерес к социальным проблемам и помогал бы ему этически осмысливать их, но не давал бы ему возможности оказывать конкретное влияние на их решение. Если Христос не определяет наш подход к жизненным проблемам, значит, Он - плод нашей фантазии. Поэтому дуализм, согласно которому человек с одной стороны, является верующим - христианином, а с другой стороны - гражданином или политическим деятелем, - это, по моему, одно из серьезнейших заблуждений современности. Многие люди, принявшие крещение, живут двойной жизнью: они “христиане” в определенные моменты жизни, когда речь идет об исполнении предписанных обрядов, а в остальное время вера их остается в лучшем случае расплывчатым этическим устремлением. Во всех других жизненных обстоятельствах христианин - “такой же человек, как другие”. Однако чудо, совершаемое в мире верой и находящее свое подтверждение в опыте подлинно общинной жизни, наполняет собой всю жизнь, творит нового субъекта, новое “творение”. И вся деятельность нового человека, его суждение об окружающем, его видение истории и мира, его взаимоотношения с другими людьми и его поступки определяются верой. Христос наполняет всю нашу жизнь, формируя наше поведение каждый миг бытия. Думаю, что перечисленные факторы формирования личности христианина, могут помочь стать на путь живой и активной христианской жизни и осознать себя, с одной стороны, грешными людьми и сыновьями нашего времени, а с другой, "по вере во Христа Иисуса - Сынами Божьими". Для новой жизни нужна только благодать и духовная нищета, то есть нужно осознать, что Христос присутствует в мире, а во мне Духа Святого нет. Тысячу лет назад Человек передвигался на спине "молодого осля" и был гораздо более человечным и счастливым, чем люди, сегодня бороздящие небо на борту реактивного самолета. К прогрессу следует стремиться, но благо человека не обязательно совпадает с технологическим развитием цивилизации, которое, напротив, может разрушать человеческие ценности. И в действительности, оно создало уже огромное количество средств, отчуждающих человека в той мере и в тот момент, когда он обладает властью и могуществом. Рунет может расширить наше общение в Господе нашем Иисусе Христе, но может и оторвать его (человека) от Церкви, общины и превратить его в формализованный текст, состоящий из собрания ссылок. Личность потеряется в тексте. Сообщение не станет отношением. Главная проблема - это борьба за человечность человека самого человека :), за следование его своему истинному предназначению. Задача христианской общины состоит в укреплении в нем веры. Это лучший способ формирования личности людей, которые поставили бы технические достижения на службу человеку. Говоря “Да приидет Царствие Твое”, мы молим о спасении всего человеческого, что есть в мире. Таков идеал, а идеал есть противоположность мечтам и утопиям - созданиям человеческого воображения. Идеал, в конечном итоге, оказывает большее или меньшее воздействие на каждый шаг человеческого пути. Поэтому идеал - это самое конкретное из всего, что существует. Этот идеал - Христос, в котором и протекает настоящая Жизнь.
Категория: Размышления | Добавил: Piko (2006-05-14)
Просмотров: 480 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории
Размышления [41]
Размышления
Практическая помощь [4]
Разъяснения к делу
Любовь [3]
Любовь, есть такое Слово...
Миссия [5]
Миссия, катехизация и религиозное образование.

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Об этом сайте

Душа. Духовность. Библия. Христианство. Православие, другие конфессии. Религии мира.

Вход на сайт
Поиск